Формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры

Главная / ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ / Методическая копилка / Формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры

Калашникова А.Л.

Актуальность метода в том что игра- ведущий вид деятельности дошкольников, она она воздействует на формирование личности ребенка, развивает интеллектуальные, коммуникативные и творческие способности. Играя, ребенок формируется как личность. В современном обществе человек, имея социально-общественное начало, испытывает потребность в общении, во взаимодействии с другими, а для ребенка дошкольного возраста это является наиболее актуальным, ведь коммуникативные навыки- это одно из важнейших условий развития ребенка его и индивидуализации и социализации, формирование личности.

Ежедневные игры доставляют детям огромную радость, служат для них источником пополнение различных знаний и представлений об окружающем мире о взаимоотношениях человека, об общении. Дошкольное детство-большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей.

Великие педагоги и философы разных эпох подчеркивали важность игры для детей, так как она является ведущей деятельностью дошкольников, занимает одно из первых мест. Игра- это школа жизни, труда, общения, развития и воспитания ребенка.

В.А.Сухомлинский считал , что «без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Р. С. Немов  называет «Коммуникативные способности - это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность».

И действительно, игра учит взаимодействовать друг с другом, развивает организованность, ответственность, саморегуляцию, самоконтроль. Поэтому я активно использую ее в своей работе.

В результате этого я поставила перед собой цель. Также, выделила задачи, которые перед Вами на экране.

Ведущая педагогическая идея заключается в том, что современное образование сегодня обращено на развитие творческой личности, способной принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной. Сформированные коммуникативные навыки- один из основных показателей готовности ребенка к взаимодействию с окружающим миром, людьми. Игра способствует развитию духовных и физических сил ребенка (его внимания, памяти, воображения, ловкости, дисциплинированности, усвоению общественного опыта, общения, познанию окружающего мира), развитию кругозора.

В процессе начала работы по данной теме в своей группе, мною были проведены различные наблюдения за играми детей, где было интересно увидеть, как дети играют, организуются на игру, договариваются, как взаимодействуют друг с другом, как используют атрибуты, пособия для игр. Исходя из этого, была составлена диагностика (мониторинг).

Критерии сформированности навыков коммуникации и сюжетно-ролевой игры Вы можете видеть на экране. По данным диагностики можно проследить, что не все дети имеют одинаковый уровень развития, большинство детей находится в стадии формирования, у части детей коммуникативные навыки сформированы и есть такие дети, у которых навыки не сформированы, так как эти дети застенчивые, скромные и часто-болеющие.

Так как огромное место в жизни детей моей группы занимает игра, я уделяю ее проведению и организации большое значение. Дошкольники с интересом и желанием организуют сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры. В связи с этим, я рассматриваю влияние игры на развитие коммуникативных и личностных качеств детей. Ролевая игра создает положительный эмоциональный фото, на котором все психические процессы протекают более активно. Именно совместная игра – главное содержание общения. Поэтому свою работу я строила на следующих основных принципах. Они перед Вами на экране.

Играя с детьми в различные игры, я увидела, как происходит развитие коммуникативных умений, формируется социальное сознание ребенка. Дети развивают свои речевые умения, учатся играть вместе с другими детьми. В сюжетно-ролевых играх дети совершенно свободны и вносят даже в подражательные действия нечто оригинальное и неповторимое.

В начале работы я провела наблюдения за играми детей, за общением, взаимодействием друг с другом, как они играют. Для этого я использовала вопросы, беседы, рассказывания. После этого старалась обогатить, пополнить знания о жизненных ситуациях, окружающей действительности, профессиях взрослых, как правильно использовать предметы, инвентарь (мастерок, шпатель, жезл, фонендоскоп и др.).

Проводила различные занятия, беседы, игры, рассматривание альбомов, картин, иллюстраций, схем, плакатов, чтение художественной литературы.

Пополняла, активизировала словарь детей, побуждала общаться, вести диалог друг с другом, делиться своими знаниями, впечатлениями.

Систематизируя игры и игровые упражнения, проводя их в самостоятельной деятельности и режимных моментах, развиваются определенные коммуникативные навыки, так как умение слушать и слышать, выражать эмоциональное состояние, умение вести диалог не только со сверстниками, но и взрослыми людьми, являются неотъемлемой частью развития знаний и умений ребенка.

Для расширения кругозора, пополнения знаний и умений детей, я проводила различные занятия с детьми, игры. На занятиях по развитию речи были запланированы и проведены следующие темы: «Такие разные и нужные профессии», «Расскажи с кем ты дружишь», «Твои любимые игры и занятия».

На занятиях по изо-деятельности были запланированы такие темы, как: «Моя любимая игрушка», «Все профессии важны, все профессии нужны».

Чтение художественной литературы: Д. Родари «Чем пахнут ремесла», Л. Толстой «Пожарные собаки», В.В. Маяковский «Кем быть?», С. Михалков «А что у вас?», С. Баруздин «Кто построил этот дом» и т.д.

Проводились игры и упражнения на развитие умения сотрудничать, активно слушать, составлять небольшие тексты для рассказа товарищам, например игры: «Давай говорить друг другу комплименты», «Вежливые слова».

Для налаживания диалогического общения использовала настольно-печатные, дидактические игры, лото, домино, игры с правилами. Играя парами, дети взаимодействовали друг с другом, соблюдают правила вежливо общаются, отстаивают свою точку зрения.

Проводила подвижные игры, основанные на сплоченности, развитии навыков общения, преодоления страхов, стеснительности. Например, игра-разминка «Прикоснись к …», игра на развитие сотрудничества «Спинка к спинке», «Ива на ветру» и др.

Кроме этого, широко использовала в работе скороговорки, стишки, потешки, пальчиковые игры, изготовление совместно с воспитателем атрибут для игр своими руками.

Таким образом, у воспитателя много возможностей, чтобы достичь положительного результата в обучении детей через игры, формированию коммуникативных навыков у детей.

С целью закрепления знаний и умений, мною были организованы и проведены различные сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Аптека», «Семья», «Шоферы», «Магазин», «Библиотека», «Детский сад», «Строители», «Моряки».

Оформлены и подготовлены альбомы: «Профессии», «Наши любимые игрушки», «Профессии моих родителей».

Изготовлены дидактические игры : «Найди ошибку», «Так бывает или нет», «Сплети венок из предложений», «Кому, что нужно» ( профессии).

Изготовила различные схемы-плакаты, создала подборку книг по теме с/р игры.

Изготовила ЛЭП-буки. Организовывала и оформляла различные выставки в группе, фото-выставки: «Поделки своими руками», «Мы любим играть».

Коллаж-игра «Мы любим гулять!», «Прогулка в осенний лес».

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста (подборка игр).

Важным условием развития и обучения детей является организация предметно-развивающей среды. В группе оборудовано множество игровых уголков, создан книжный уголок, уголок с дидактическими настольно-печатными играми, спортивный уголок, где можно взять атрибуты для проведения подвижных игр и др. Интерес поддерживается постоянным обновлением, пополнением игрового материала.

После реализации поставленных задач, мною проведена повторная диагностика. Результаты диагностики перед Вами на экране. Исходя из данных диагностики, можно сказать, что коммуникативные навыки детей старшего возраста сформированы значительно лучше. За время проведения этой работы у детей игры стали более интересными, яркими, длительными. Дети охотно организуют с/р игры, берут на себя различные роли, общаются между собой. У детей расширяется кругозор, взаимоотношения между собой, развивается речь, наблюдательность. Усовершенствуются различные формы речи: диалог, описание, объяснение, вопросы, рассказ. Систематизируются знания детей о явлениях окружающей действительности. Дети становятся более раскрепощенными, активными, смелыми, общительными.

Особая роль в работе отводится просвещению родителей, консультациям по использованию и проведению различных игр. Я разъясняю значимость совместных игр, действенность семейного сотрудничества, взаимодействие взрослого с ребенком, подчеркивая весомость в формировании личности ребенка, его развития и обучения, получения положительных эмоций. Одной работы воспитателя недостаточно для полноценного развития ребенка дошкольного возраста. Очень важно иметь тесную связь с семьей, чтобы возникло взаимопонимание и доверие. Выбранные формы сотрудничества с родителями помогли мне достичь нужного результата и заинтересовать родителей в воспитании и развитии своих детей.

Совместные игры взрослых и детей могут стать доброй семейной традицией, что позволит создать теплую, задушевную атмосферу в доме.

 

Перед Вами на экране диапазон личного вклада.

Принципы:

1)    Принимать на себя роль;

2)    Менять в ходе игры ролевое поведение;

3)    Обогащение словаря;

4)    Формирование дружеских взаимоотношений, коллективизма, общительность;

5)    Расширение кругозора детей.

© 2024 МАДОУ "Детский сад №332 «Берёзка»
Разработка сайта – Сайт PRO
603096 г. Нижний Новгород, Сормовский р-н, ул. Мокроусова, д. 19
+7 (831) 226-52-87, 226-52-94