Формирование математических представлений у детей 3-4 лет через дидактические игры

Главная / ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ / Методическая копилка / Формирование математических представлений у детей 3-4 лет через дидактические игры

Воспитатель Гусейнова Г.М.

«Формирование математических представлений у детей 3-4 лет через дидактические игры»

Добрый день! Я, Гусейнова Гюнель Маджидовна, работаю воспитателем 10 лет.

Хочу представить вам свой опыт работы.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. В соответствии с этим, тема моей работы: «Формирование математических представлений у детей 3-4 лет через дидактические игры».

С этой целью я изучила и проанализировала работы педагогов и психологов. С целью поиска эффективных методов работы с детьми и родителями по данному направлению я учувствовала в семинарах ДОУ, показывала открытые занятия для педагогов и родителей, принимала участие в конкурсах.

Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. Одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.

 

Проанализировав результаты теоретических исследований литературы, передового опыта современных педагогов, психологов и практической деятельности по проблеме я сделала вывод о том, что дидактическая игра имела огромное значение в обучении дошкольников во все времена, начиная с древности. Педагогов всех времен волновала проблема развития психических и познавательных процессов у дошкольников, стимулирования их деятельности, в чем большое предпочтение отдавали именно дидактической игре.

У истоков разработки современных дидактических игр и материалов стоят М. Монтессори и Ф. Фребель.

Разработкой видов дидактических игр с математическим содержанием занимались следующие педагоги и психологи: А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский, Д. и др.

В результате этого я поставила перед собой цель: Формирование математических представлений у детей 3-4 лет через дидактические игры.

Ведущая педагогическая идея заключается во введении в образовательный процесс дидактических игр для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Исходя из вышесказанного я провела в начале октября диагностику уровня сформированности математических представлений.

Из диагностики математического развития детей младшего дошкольного возраста я получила следующие данные:

 

Сформирован – Это 14 % (ребенок различает цвет, размер, форму, определяет части суток, положение предметов в пространстве по отношению к себе, сравнивает количество предметов)

В стадии формирования – 60 % (ребенок при небольшой помощи взрослого умеет определять цвет, размер, форму, определяет части суток, положение предметов в пространстве по отношению к себе, сравнивает количество предметов, сравнивает по величине)

 И Не сформирован – Это 26 % (ребенок выполняет задание при непосредственном участии взрослого, это в основном детки вновь поступившие в дошкольное учреждение)

Работу с детьми я начала с построения предметно-развивающей среды. Изучив задачи данной возрастной группы, я наполнила среду атрибутикой, пособиями, дидактическими играми, направленными на их решение.

Среда детей 2 младшей группы более стабильная, включает пособия на развитие мелкой моторики, 2-3 вида мозаики, наборы разрезных картинок (4-6 частей), пирамидки, матрёшки, вкладыши (на закрепление операции сериации) и дидактически игры на основные задачи развития детей 4-го года жизни.

 

Дидактические игры могут решать, как единичную задачу, так и быть полифункциональными: решать несколько дидактических задач. Например, в дидактической игре «Весёлый мяч», решаются конкретные задачи на ориентировку от себя: подними мяч вверх, опусти мяч вниз и т.п.

В дидактической игре «Нарисую я картину», решаются задачи на ориентировку в пространстве и закрепление основных цветов.

Интересны детям для закрепления пространственных представлений дидактические игры, созданные по мотивам знакомых русских народных сказок, например «Репка», «Теремок», «Рукавичка» и др. Вспоминая сказку, выкладывая её на фланелеграфе или магнитной доске, дети вспоминают пространственные отношения персонажей.

Закреплять у детей умение сравнивать группы предметов по количеству на основе целостного сравнения помогают такие игры как «Кто внимательный?» Игра «Кто внимательный», «Грибы по корзинам», «Собираем урожай».

С целью ознакомления детей с геометрическими формами я изготовила такие дидактические игры как: «Геометрическая полянка», «Подбери заплатку», «Волшебный сундучок», где дети накладывают тождественную геометрическую фигуру на образец, «Парное лото», где дети прикладывают тождественные геометрические фигуры, развивают зрительное внимание,

При формировании у детей знаний о величине я использовала дидактические игрушки: вкладыши, матрёшки, пирамидки. Это первая ступенька в ознакомлении детей с сериацией, умением выстраивать ряд предметов по убыванию или увеличению.

Для ознакомления детей ориентировке во времени, применяю такие дидактические игры как: Игра «Когда это бывает», «Назови пропущенное слово», «Что наступило», «Что за чем?».

Реализация программных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с семьёй.

Семья играет в воспитании ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль. Я прилагаю все усилия к тому, чтобы знания и умения полученные детьми в детском саду - родители у дети закрепляли дома.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

По итогам работы в марте мною была проведена сравнительная диагностика.

Можно видеть, что в марте по сравнению с октябрем сформированность элементарных математических представлений у детей возросла.

Критерий Не сформирован уменьшился на 23% - (это детки часто болеющие)

Критерий Сформирован – 45% (ребенок различает цвет, размер, форму, определяет части суток, положение предметов в пространстве по отношению к себе, сравнивает количество предметов) В стадии формирования – 52 % (ребенок при небольшой помощи взрослого умеет определять цвет, размер, форму, определяет части суток, положение предметов в пространстве по отношению к себе, сравнивает количество предметов, сравнивает по величине)

 И Не сформирован – Это 3 % (ребенок выполняет задание при непосредственном участии взрослого, это в основном детки вновь поступившие в дошкольное учреждение)

В период реализации данной работы у всех детей была отмечена положительная динамика.

Так в группе появился уголок «Занимательная математика». В нем я разместила разнообразный материал. Игры в уголке расположены так, чтобы каждый ребенок мог выбрать себе игру по интересам.

Предлагаемые детям игры, соответствуют возрасту детей и ориентированы на уровень их умственного развития. Организуя совместную с детьми деятельность в уголке занимательной математики, я вовлекаю в игры малоактивных и пассивных детей. Разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых в ходе образовательной деятельности в режимных моментах и в самостоятельной детской деятельности, помогает детям лучше усвоить программный материал.

© 2021 МАДОУ "Детский сад №332 «Берёзка»
Разработка сайта – Сайт PRO
603096 г. Нижний Новгород, Сормовский р-н, ул. Мокроусова, д. 19
+7 (831) 226-52-87, 226-52-94