Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения за объектами и явлениями природы

Главная / ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ / Методическая копилка / Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения за объектами и явлениями природы

Воспитатель МАДОУ "Детский сад № 332 "Березка" Долинина Анастасия Александровна.

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, шелест травы и многое другое позволяет детям почувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у детей эстетического чувства, сенсорного воспитания, познавательного интереса. В возрасте 5-7 лет у детей формируются фундаментальные представления о мире, появляются новые способы познания и познавательные интересы. У детей старшего возраста, метод наблюдения является одним из основных методов познания. Наблюдения за природой предполагают "открытие" детьми новых представлений. Радость самостоятельных открытий, сопровождающая умственные поиски укрепляет и развивает познавательный интерес и познавательную активность ребенка.

С этой целью мною были изучены и проанализированы работы педагогов и психологов.

С целью поиска эффективных методов работы с детьми и родителями по данному направлению я учувствовала в педагогических советах, показывала открытые занятия для педагогов, принимала участие в конкурсах.

Развитие познавательного интереса дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования, призванного воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. На это указывается в статье 48 ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет, что в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию.

Наблюдение за природой играет большую роль во всестороннем развитии ребёнка и в процессе наблюдений за природой обогащается сознание ребёнка новыми знаниями. Всякое познание начинается с живого созерцания, т.е. с непосредственных ощущений и восприятия, которое, в свою очередь, создаёт основу и является движущей силой умственного развития ребёнка и развития его познавательной активности.

Проблеме познавательного интереса, понятию, способам и методам активизации учебной деятельности были посвящены исследования многих ученых.  Исследования в данной области показывают, что интерес играет важную роль в любом познавательном процессе, он всегда является решающим условием успешной деятельности ребёнка и его развития в целом. Природный мир – одно из средств развития познавательного интереса ребенка.

В ходе своей работы я поставила перед собой цель: развивать  познавательный интерес  детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения за объектами и явлениями природы.

Ведущая идея моей педагогической деятельности представлена на экране, Также в своей работе я руководствуюсь следующими основными правилами и принципами. Развитие познавательных интересов эффективно только при взаимосвязи разных видов детской деятельности: познавательной, речевой, физической, изобразительной, игровой и др., а также при постоянной активизации самостоятельной деятельности детей. 

В начале октября было изучено состояние познавательной активности детей на начало учебного года. Была проведена диагностика.

По данным диагностики можно видеть, что  не все дети имеют одинаковый уровень сформированности познавательной активности: одни дети очень любознательны, стремятся самостоятельно рассуждать, проявляют инициативность, самостоятельность, интерес и желание решать познавательные задачи. Другие не любознательны, не проявляют инициативность и самостоятельность в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес, при затруднениях проявляют отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого, не проявляет интерес к познанию. Таких детей большинство.

Для детей, посещающих мою группу (возраст 6-7лет), которые учатся обобщению, осваивают умение анализировать увиденные явления, сопоставлять их с увиденным ранее, которым очень интересен окружающий мир, наблюдения за природой являются очень интересным и предпочтительным видом работы. Свою работу по организации наблюдений за природой я строила на следующих основных принципах. Они перед Вами на экране.

Работа с детьми в рамках образовательной деятельности осуществлялась с применением индивидуальной и групповой формы работы.

Мною использовались следующие типы наблюдений:

  • с использованием раздаточного материала. Раздаточный материал в качестве объекта для наблюдения позволял всем воспитанникам получить более точные представления об изучаемом явлении. По ходу работы задавались наводящие вопросы, которые подводили ребят к выводам. А наличие у всех ребят комплектов с материалами давало возможность каждому ребёнку проявить активность в обсуждении. В качестве «информационного сырья» для работы выступали: части растений (листья, стебли, семена, плоды, ветви); овощи, фрукты. Например, когда я просила детей выделить общие черты класса бобовых, для этого раздавала плоды гороха, фасоли, чечевицы и нута.
  • Экскурсии. С помощью экскурсии дети получали представления о существующих в окружающей природе взаимосвязях. Основная форма организации работы в процессе экскурсии — групповая. В ходе такого типа наблюдения я старалась привлечь внимание ребят к основным признакам тех или иных явлений и предметов. Например, во время весенней экскурсии обращала внимание детей на то, что по дороге им встречаются и деревья, ещё не выбросившие почки, и те, на которых уже появились маленькие листочки. Всё это приводило к выводу о разной скорости цветения растений.
  • Прогулки. Во время прогулки дети получали сведения о тех явлениях, которые требуют длительного наблюдения: таяние снега, цветение деревьев и кустарников, появление травы и пр. 
  •  Наблюдения в экологическом уголке. Дети поливали цветы, наблюдали за ходом и особенностями развития растений.

Особенность внимания дошкольников состоит в том, что оно непродолжительно. Более того, у всех ребят эти сроки различны, так как зависят от типа темперамента, усидчивости, степени заинтересованности и пр. Поэтому потребовалось приложить все усилия для того, чтобы максимально долго удерживать внимание воспитанников. Для этого мною использовался целый ряд приёмов:

v Беседа. Особенно актуален этот приём для знакомства ребят с интересными фактами относительно тех или иных явлений.

v Загадки, стихотворения и сказки. Так, в процессе рассматривания деревьев леса детям давались загадки о деревьях. Также во время наблюдений часто использовалась поэзия- чтение стихов о различных явления природы.

v Сбор материала. Этот приём не только концентрирует и удерживает внимание ребят на наблюдаемом объекте, но способствует воспитанию заботливого отношения к окружающей природе.

v Игры.. В процессе наблюдений использовались следующие игры: «Угадай по описанию», «Раз, два, три – к дереву беги!», и др.

v Трудовая деятельность. В зависимости от цели наблюдений ребята  поливали, рыхлили землю, подкармливали растения в цветнике, на огороде. Этот приём позволял комбинировать групповую работу (посадку семян, сбор урожая) с работой в мини-группах (подготовка земли, рыхление, сбор семян и т. д.).

v Опыты.

v Ведение дневника наблюдений. Вместе с детьми фиксировались изменения в состоянии живой и неживой природы в процессе наблюдения за ней. Ребята вели следующие дневники наблюдений:

  • Календарь наблюдений за птицами (дети галочками обозначали картинки тех птиц, которых видели на участке).
  • Карта изменений погоды (дети рисовали графическое обозначение метеоусловий на текущий день: облачка, солнышко, капли дождя и пр.).
  • Рисунки с последовательностью роста какого-либо растения (например, луковица в банке в момент посадки, через день, через 2, 4, 6 дней и т. д.)

Продолжая знакомить детей с многообразием природного мира я стараюсь показать детям знакомый мир с новой, может быть, неожиданной для них стороны. На экране представлены проекты наблюдения за подводным миром «Тайны подводного мира» и «наблюдение за ростом лука». Дети испытывают огромный интерес к подобной деятельности, склоняются к самостоятельному наблюдению за объектами живой природы.

После реализации поставленных задач мною проведена повторная диагностика состояния познавательной активности детей. Результаты диагностики перед вами на экране. Исходя из данных диагностики можно сказать, что познавательная активность детей значительно повысилась. Дети стали более любознательны, наблюдается большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.

Особая роль в работе отводится просвещению родителей, консультациям по теме о роли наблюдения за природой, как средством развития познавательной активности. Я разъясняю значимость наблюдения за природой, подчеркивая его весомость при формировании познавательной активности детей. Также я даю рекомендации родителям как целесообразнее проводить наблюдения за природой. Создаю для родителей информационные стенды, провожу экологические акции, совместные экскурсии. Все перечисленные методы работы с родителями дают положительный эффект в познавательном развитии дошкольников. Благодаря нашему взаимодействию у родителей появилась заинтересованность самостоятельно повышать экологическую культуру своих детей во время наблюдении за природой. У детей тем самым растёт познавательная активность и наблюдая за природой, ребенок учиться её любить, ценить и понимать её красоту.

С целью закрепления знаний, полученных во время наблюдения за природой изготовила дидактические игры:

  • «Времена года»
  • «Наблюдаем за природой»
  • «Узнай по описанию»
  • «Рябина в разное время года»

Составлена картотека наблюдений за сезонными явлениями, направленные на развитие познавательного интереса старших дошкольников.

Составлена картотека опытов и экспериментов в подготовительной группе на тему природа, направленная на развитие познавательного интереса дошкольников

Важным условием развития познавательной активности у детей является организация предметно – развивающей среды. В группе оборудован природный уголок, в котором есть растения, природные материалы, дидактические материалы, календарь и дневник наблюдений, сюжетные картинки, лэпбуки, оборудование для экспериментальной деятельности и опытов. Интерес детей поддерживается постоянным обновлением природного уголка.

 

 

© 2024 МАДОУ "Детский сад №332 «Берёзка»
Разработка сайта – Сайт PRO
603096 г. Нижний Новгород, Сормовский р-н, ул. Мокроусова, д. 19
+7 (831) 226-52-87, 226-52-94