Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством ритмопластики
Подготовила:
музыкальный руководитель
первой квалификационной категории
МБДОУ ЦРР-детского сада №332 «Березка»
Овцес Н. Л.
«Самое лучшее, что есть в жизни –
это свободное движение под музыку»
А.И.Буренина
Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, развивают умственные способности, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.
На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмическими движениями в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.
По определению А.И. Бурениной «Ритмопластика - «свободное движение, не подчиненное законам классического танца, с использованием и совмещением танцевальных и жизненных положений тела танцовщика».
Ритмопластика - это вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ.
Ритмопластика является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психологического напряжения и, следовательно, одним из условий подготовки к учебной деятельности в школе.
Ритмопластика доступна всем детям без исключения. Ведь в основе феномена ритмопластики лежат разнообразные движения, которые делят на танцевальные, имитирующие, гимнастические, общеразвивающие и др. Через танцевальные движения дети знакомятся с основными элементами классического, народного и современного танца, учатся легко ориентироваться в пространстве.
Ритмопластические упражнения и игры не дублируют раздел, посвященный музыкально-ритмическому воспитанию в системе музыкальных занятий с дошкольниками. Они развивают, прежде всего, гибкость и умение владеть своим телом и представляют собой задания, несущие «художественно-смысловой образ», затрагивающий эмоциональный мир ребенка
Создавая свою работу, я руководствовалась задачами, поставленными программой «От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой). Программа соответствует средним возможностям детей. На занятиях идет формирование двигательных навыков и умений, но это не цель, а средство развития способностей ребенка.
Главное – радость, возможность самовыражения в танце. А эту радость свободы он ощутит тогда, когда научится свободно, легко двигаться в пространстве.
Цель: Содействовать всестороннему развитию личности дошкольника средствами ритмопластики.
Для достижения этой цели определила задачи:
1.РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ
2.РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ И УМЕНИЙ
3.РАЗВИТИЕ И ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССВ
4.РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО-КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
5.РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПОТРЕБНОСТИ САМОВЫРОЖЕНИЯ В ДВИЖЕНИИ ПОД МУЗЫКУ )
Свою работу я построила на общепринятых педагогических принципах:
ПРИНЦИПЫ
1.Систематичности и последовательности.
Для полноценного физического совершенства я соблюдаю системность, непрерывность всего материала и повторение его на последующих занятиях.
2.Оздоровительной направленности.
При проведении занятий учитываю возраст детей, их физическую подготовку и обеспечиваю рациональную двигательную нагрузку
3.Доступности и индивидуализации
Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям. Например: музыка изобразительного характера — "Танец осеннего дождя", "Снежный вальс", «Весёлый зоопарк».
Продумываю движения для танцев, игр и этюдов, чтобы они были: доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности); понятными по содержанию игрового образа (например, для младших — мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших — герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т.д.)..
Планируя занятия, учитываю индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интересы и возможности.
4.Гуманизации.
Все занятия строятся на основе комфортности, доверительного общения с взрослым и сверстниками.
5.Творческой направленности,
результатом, которого является самостоятельное создание ребёнком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта.
6.Наглядности
Принцип тесно связан с осознанностью: то, что осмысливается ребёнком при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.
Работу по ритмопластике я провожу на музыкальных занятиях по этапам:
Этапы:
I этап - подготовительный (1 квартал).
Воспитываю у детей интерес, потребность в движениях. Показ движений педагога должен быть выразительным и красивым, вызывая сначала у детей желание подражать, потом выполнять самостоятельно, а затем творчески интерпретировать.
Процесс разучивания музыкально-ритмических композиций основан на сотрудничестве детей и взрослого, поэтому, наиболее оптимальной формой обучения является игровое общение с детьми, при этом и я получаю удовлетворение от музыки, движений, от общения с детьми. Такой настрой способствует эмоциональному «заражению», установлению тёплой, дружеской атмосферы на занятиях, снятию психических комплексов, чувства неуверенности.
Использую такие методические приемы, как словесные указания, привлечение внимания к звучанию характера вступления и заключения, зрительные и слуховые сигналы.
Репертуар подбираю так, чтобы музыкальные произведения были достаточно разнообразными по жанру, чтобы они отвечали требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка: плясовые, современные детские песни, плавные танцевальные мелодии. По характеру: веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные, изящные и т.д.
На 1 этапе развиваю динамическую сторону детского общения: легкость вступления в контакт с партнером, инициативность.
Для решения этой задачи использую коммуникативные танцы и игры: «Разноцветная игра», «Найди себе пару», пляска «Приглашение»,танец «Всё мы делим пополам» и др.
Свои занятия я стараюсь построить так, чтобы с первых дней дети приучались чувствовать связь между музыкой и движением, развивалось желание двигаться, когда звучит музыка, получать радость и эмоциональный отклик на музыку и движение. Чтобы развить музыкальность я предлагаю движение, игру, задаю вопросы о характере и темпе музыки, предлагаю двигаться в соответствии с характером музыки. Также на занятиях и в музыкальных уголках в группах использую дидактические игры, направленной тематики:
- «Танец, песня, марш»
Участником раздаются карточки с изображением детей, танцующих вальс, польку, современный танец, народный танец или марширующих .Дети слушают небольшие фрагменты музыки и отгадав, показывают карточку и исполняют творческую пляску.
- «Весело и грустно»
Ребёнок бросает кубик, на сторонах которого изображены весёлые или грустные животные. Задача: изобразить движения, повадки и эмоции
Обучаю детей элементарным правилам танцевального этикета: как мальчик должен пригласить девочку на танец, как девочка принимает приглашение, как они благодарят друг друга за совместный танец.
Подготовка к движениям ритмопластики провожу и во время пения, где дети вновь обращаются к движению, стараясь выразительными жестами передать вокальный образ. В развитии выразительности движений я использую инсценировки песен, таких, как «Листопад» М. Красева, «Есть у зимушки ковёр», р.н.п.,«Мальчишкины мечты» и др.
Первые результаты такой целенаправленной работы дети смогли показать на осеннем празднике «Капустная вечеринка» (участие детей в свободном переплясе на р. н. мелодию - в танце «Солнышки-подсолнушки») и, конечно, на новогоднем утреннике. Это и сопровождение выразительными движениями хороводов у елки, и уверенное исполнение сюжетного танца «Зима», «Новогодние игрушки» и др.
2 этап (основной)- 2 квартал
К этому моменту дети подготовительной группы, стали способны к целостному восприятию музыкального образа, различению наиболее ярких средств «музыкального языка», что позволяло им выразительно, ритмично передавать характер музыки, изменять характер движения в соответствии с формой произведения, его частями, музыкальными фразами.
С этого этапа начинаю работу с детьми по развитию творческих способностей, корректировке методов и средств достижения поставленных задач.
Развиваю у детей способность «видеть» музыку, передавая в пластике ее характер музыки, образ, тончайшие нюансы.
Перед тем как начать работу с новым танцем или образом, я предлагаю детям прослушать музыкальное произведение и сделать простейший анализ выразительных особенностей. Это позволяет помочь детям осмыслить содержание музыкального произведения и на этой основе побуждать к поиску дополнительных выразительных танцевальных средств.
На этом этапе учу детей импровизировать под незнакомую музыку, танцуя вместе с педагогом.
Сначала это несложные этюды и образы.(Грустный заяц, весёлые клоуны, хитрая лиса и т. д.).Затем –это импровизации в танцах («Бабочки», «Сказочный лес», «Скоморохи»).
Совершенствуя свободу, пластику танцевальных движений, отмечаю на занятиях, кому из детей требуется помощь, кому не сразу удаётся придумать и станцевать, стараюсь подбодрить, подсказать, направить и похвалить. Также в таких ситуациях помогает образный рассказ, который побуждает детей представить какую-либо ситуацию, чтобы воссоздать её в движении
В ход занятий включаю музыкальные игры на развитие пространственной ориентировки и совершенствование имитационных движений под музыку:
(«Солнечные лучики», «В стране цветов», «Аквариум» и другие)
На этом этапе работы развиваю образное воображение и потребность к самовыражению под музыку, пластическую выразительность, способность воспринимать музыку, чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание.
Работа над выразительностью исполнения начинаю еще до того, как дети полностью овладеют двигательными навыками, сразу же после их первого знакомства с движением и на протяжении всех этапов его освоения: от упражнения до сюжетного танца.
Танцевальные композиции продумываю с учетом не только двигательного развития, но и творчества. В этом смысле я строю танцевальные композиции так, чтобы в них обязательно присутствовало творчество детей (коммуникативные и сюжетные танцы: «Танец ёлочек и зайцев», «Весна пришла», «Моряки и стюардессы», «Модница» и др.)
В итоге, танцевальные композиции, показанные детьми на празднике 8 Марта («Фигурный вальс», «Танец с розами», «Капитан», «Весна пришла» и т.д. отличались разнообразием танцевальных жанров (вальс, шуточный танец, эстрадный танец) и уверенным, выразительным исполнением каждого движения.
Совершенствуя нравственно – коммуникативные качества личности детей, развиваю умение сопереживать другим людям и животным; умение вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с друзьями и взрослыми,
Все мои танцы построены в основном на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение детей друг к другу. Они производят положительные, радостные эмоции и на этапах разучивания и во время выступлений перед зрителями. А простота и доступность движений позволяют ребятам не комплексовать при их выполнении, и подчеркнуто, выразительно передавать танцевальный образ.
В результате проведённой работы у детей появился определенный запас овладения разнообразными танцевальными движениями, но не все дети могли быстро их вспомнить. Возникла идея посмотреть с детьми видео -презентации с изображениями отдельных движений. Для ребят это было очень интересно и познавательно. Такая зрительная подсказка помогла многим из них успешно выполнять творческие задания (на Новогоднем празднике в игре «Волшебный снежок», дети выходили и не стесняясь исполняли творческое задание - станцевать танец под разную музыку: р.н.п., современную, восточную)
Творческое исполнение движений, под музыку всегда способствует созданию приподнятого настроения на занятиях, регулирует психофизические процессы.
3этап – (заключительный)-3 квартал
На этом этапе работа направлена на совершенствование движений с учётом динамических оттенков музыки, отработку выразительности движений, развитие самостоятельной творческой деятельности (Итоговый мониторинг).
На этом этапе стараюсь не только работать над выразительностью движений, но и легкостью, точностью их исполнения, координацией. Продолжаю развивать воображение детей, их эмоциональную сферу, умение «оживлять» игровой персонаж. Это такие игровые упражнения и этюды, как:
«Кот Мурлыка», «Волшебные кисточки», «Прогулка по сказочному лесу» и другие.
Я продолжаю работу по совершенствованию умения свободно импровизировать под незнакомую музыку, умения выражать эмоции в мимике и пантомимике, предоставляя детям больше самостоятельности.
Прослушав музыку, мы беседуем о ней, учимся словесному описанию музыкальных образов, а затем «пробуем» пластические импровизации.
Продолжаю развивать воображение и творческие способности ребенка, фантазию, способность к импровизации: в движении.
Способность к пластической импровизации побуждает детей танцевать все, что вызывает восхищение красотой движения: тихо падающие на землю желтые листья, плывущие в небе белые облака, нежное покачивание прекрасного цветка и т.д.
Особое внимание уделяется освоению образно-игровых движений, с помощью которых закрепляются двигательные качества: пластичность, ловкость, пружинность и плавность движений.
Основная направленность развитяе самостоятельности и творческого самовыражения заключается в том, чтобы дети не только повторяли показанные мною движения, но и самостоятельно придумывали новые их варианты и сочетания. Этому способствовало включение движений в игровое взаимодействие партнеров. («Я хочу танцевать», «Кошки-мышки», «Русский перепляс» и др.)
Обучение детей приемам образного перевоплощения продолжалось на материале танцевального спектакля по мотивам народной сказки «Теремок». В качестве подготовки к нему я предлагала некоторые этюды, в которых дети представляли себя в определенном образе. Для его воплощения детям необходимо было самостоятельно найти соответствующую выразительную пластику, используя, главным образом, пантомимические движения, изобразительные приемы.
Дети исполняли танцевальные движения в характере того или иного персонажа стараясь придать им, то медвежью тяжеловесность и неповоротливость, то лисью грациозность и изящество, то заячью бесшабашность и т. п.
С целью побуждения детей к более выразительному исполнению движений широко использовались игрушки, атрибуты, элементы костюмов, шумовые музыкальные инструменты, дидактические игры.
Практика показала, что регулярное включение элементов ритмопластики в процесс музыкального воспитания дошкольников способствует быстрому развитию музыкальности и творческих способностей, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками. А самое главное, детям эти занятия доставляют огромное удовольствие разнообразием подбора танцевально-ритмического материала.
Благодаря системе занятий ритмопластикой у моих воспитанников: происходит укрепление здоровья: развитие и рост опорно-двигательного аппарата; развиваются органы дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистой и нервной систем организма. Для ребят характерна правильная осанка, высокая работоспособность, повышение жизненного тонуса организма.
Движение под музыку приносит ребёнку ни с чем несравнимую радость, является наиболее адекватным возрасту способом становления музыкальности, развивает творческие способности.
Многие мои выпускники посещают танцевальные кружки и студии, занимаются танцами в образцовых коллективах: Сормовского Дворца культуры, Дворца культуры им.Орджоникидзе, детского клуба «Космос».
«Не умеешь двигаться – не умеешь познавать мир,
знания такой души перекошены на один бок»
И. М. Сеченов