Сравниваем предметы по величине

Консультация для родителей

«Сравниваем предметы по величине»

Величина – одно из основных математических понятий, которую можно измерить. От того, насколько успешно будет организовано первое знакомство с величиной, зависит дальнейшее математическое развитие детей.

Начинать надо с воспитания у ребенка внимания, умения сравнивать и наблюдать. Подружиться ребенку с математикой помогают игры. Играйте вместе в повседневной жизни. Так ненавязчиво вы можете помочь ребенку приобрести знания о величине предмета. Ребенку приятна совместная деятельность со взрослыми.

Ребёнка можно и нужно знакомить со всеми параметрами величины: высота, длина, ширина, толщина. На принципе сравнения величин построены многие народные игрушки: матрешки, пирамидки, игрушки-вкладыши.

Сравнение следует начинать с двух-трех предметов, а затем увеличивать количество предметов до пяти и более, образуя ряд убывающих или возрастающих величин. Для сравнения сначала используйте предметы, значительно отличающиеся по размеру (не менее 5 см).

Большой-маленький.

Отличное место для постижения основ математики – кухня. Мама на кухне готовит обед. Ребёнок рядом с ней. «Подай, пожалуйста, самую большую морковку… И еще одну маленькую морковку. А теперь еще одну больше, чем эта. Спасибо». При этом голосом, интонацией выделяйте слова «одну, большую, маленькую».

Убирая игрушки на место, вы говорите: «Давай маленьких зверюшек спрячем в коробку. Это будет их домик. А больших зверей поставим на твоем столе». И сейчас же вы услышите от ребенка: «Мама, а это большой зайчик? А мишка какой? Или предлагаете: «Все маленькие машинки поставим на полку, большие машины – под полку, все кубики – в коробку» и так далее.

Для определения величины предмета нужно выбрать эталон, то есть предмет, с которым вы будете сравнивать все остальные предметы. Папа договаривается с малышом: «Все игрушки будем сравнивать с лисичкой. Те, которые меньше лисички, в коробку, а которые больше – на стол». Так ребенок составляет множество предметов по их качественному признаку – величине и одновременно оценивает количество: маленьких игрушек много, а больших мало. Организуя совместную игру с игрушками, строительным материалом, вы можете предложить ребенку: «Давай построим гаражи для машин. Я буду строить гараж для большой машины, а ты – для маленькой, легковой. Сколько кубиков надо тебе, а сколько мне? Почему мне надо больше кубиков, чем тебе? Правильно, потому что для моей машины нужен большой гараж». Построив гаражи, побеседуйте с ребенком: «Какой гараж получился у меня? (Большой.) А какой у тебя? (Маленький.)»

Поиграйте в игру «Чудесный мешочек». Положите в мешок предметы, контрастные по величине. Предложите ребенку выбрать на ощупь только большие (маленькие) предметы. У ребёнка очень важно развивать глазомер, учить определять величину предметов на глаз, находить такой же, больший или меньший по сравнению с данным предметом.

Высокий-низкий.

Что такое высота? Объясните, что это расстояние снизу вверх. Предложите ребенку показать движением рук, проследить взглядом направление снизу вверх. Так он выделит высоту как определенный параметр, даст характеристику величины предмета.

С высотой знакомить ребенка лучше на примерах сравнения реальных предметов (дома, деревья, игрушки). Вначале сравнивайте предметы контрастные, резко отличающиеся по высоте. Так, во время прогулки обратите внимание ребенка на высоту отдельных предметов: «Какое высокое дерево, а рядом с ним низенький кустик. Какой высокий дом, а человек рядом с ним низкий. О человеке мы говорим: он ниже, чем дом; дом выше человека, а дерево выше дома».

После того, как ребенок научится сравнивать контрастные по высоте реальные предметы, можно предложить для сравнения изображения предметов. Сравнивайте предметы попарно: дерево и ребенок, дом и дерево. «Что выше? Кто ниже? Что можно сказать о высоте дома и дерева? Они равны по высоте». Дети чаще используют слово «одинаковые» вместо «равные».

Постарайтесь, чтобы в его речь более прочно вошло слово «равные». Это точное, правильное обозначение величины предмета.

Длинный-короткий.

Сравнивать предметы по длине сначала лучше плоские: ленты, полоски бумаги, шнурки, а затем объемные: карандаши, палки, строительный материал.

Что такое длина? «Это расстояние от себя вперед или слева направо», – говорим мы ребенку. Покажите малышу, как нужно правильно сравнивать. Положите предметы рядом и подравняйте их концы с одной стороны. Если другой конец предмета выступает, можно сказать, что этот предмет длиннее.

Покажите две ленточки разного цвета и разной длины (ширина может быть одинаковая) и предложите выбрать длинную ленточку. «Какого она цвета? Какого цвета короткая ленточка? Давай из длинной ленточки завяжем бант кукле, а из короткой – собачке».

Поиграйте в игру «Кто быстрее свернет ленту?» Конечно же, выиграет тот, у кого лента короче. После этого разложите на столе ленты так, чтобы разница была хорошо видна. Предложите ребенку теперь самостоятельно выбрать ленту для игры. Спросите, почему он выбрал именно эту ленту.

Широкий-узкий.

При сравнении по ширине предметы совмещают по верхнему краю. Хорошо, если ребенок пальчиком будет показывать измеряемые величины. Позже он научится сравнивать на глаз.

Гуляя по дорожкам, говорите об их ширине: по широкой дорожке удобно идти рядом и при этом не мешать встречным людям, а по узкой – лучше идти один за другим, по одному. Рассматривая на улице дома, обращайте внимание на ширину окон, дверей. В магазине окна и двери широкие, а в жилом доме – узкие.

Поиграйте в игры: «Чья ладошка шире?», «Чей пальчик длиннее?», «Какая веточка короче?»

Организуя игры с ребёнком, побуждайте его использовать точные слова для обозначения соотношений предметов по размерам: сравнивая длину: длинный, короткий, длиннее, короче, равные по длине; сравнивая высоту: высокий, низкий, выше, ниже, равные по высоте; сравнивая ширину: широкий, узкий, шире, уже, равные по ширине; сравнивая толщину: толстый, тонкий, толще, тоньше, равные по толщине.

Вместе почитайте русскую народную сказку «Хвосты» («Репка», «Три медведя»), рассмотрите иллюстрации. Сравните хвосты персонажей сказки: «Чем отличаются хвосты? У кого хвост короче? У кого длиннее?»

Задайте вопросы по сказке «Репка»: «Посмотри, какая большая выросла репка. Покажи руками, какая она большая… Кто пришел тянуть репку? Кто самый большой на этой картинке? А кто самый маленький? Покажи, какая мышка? А собачка больше или меньше мышки?»

Поиграйте в следующие игры.

«Четвертый лишний». Предложите ребенку выбрать один предмет, который не подходит к остальным и объяснить свой выбор. Например, три предмета длинные, а один – короткий, три предмета узкие, а один – широкий.

«Выложи из палочек». Предложите ребенку выложить длинную и короткую дорожки, широкую и узкую, высокое и низкое дерево.

«Что бывает широким (длинным, высоким, низким, узким)». Предложите ребенку назвать как можно больше предметов, про которые можно сказать «длинный», «широкий» и т. д.

«Скажи наоборот». Высокий - …, узкий - …, короткий - …, маленький - …

«Больше – меньше». Взрослый называет предметы и объекты: слон, футбольный мяч, велосипед, теннисный мяч, дерево, кегля, и др. Если названный предмет больше предыдущего, то ребенок встает на носочки и поднимает руки вверх. Если названный предмет меньше предыдущего – приседает. Таким же образом закрепляются представления о понятиях «выше – ниже», «шире – уже», «длиннее – короче».

К старшему дошкольному возрасту количество предметов для сравнения увеличивается до 10. Ребенку предлагаются игры «Что изменилось?», «Угадай, где пропущено», «Найди место предмета», а также игры, требующие смекалки и сообразительности.

Например, «Угадай, кто выше?» (Юля ниже Оли, а Оля ниже Ани. Кто из девочек самая высокая? Кто самая низкая?)

С помощью этих приемов, упражнений и игр малыш научится сравнивать предметы по различным признакам и подготовиться к следующему этапу развития математических навыков – измерению.

Желаем удачи!

 

© 2024 МАДОУ "Детский сад №332 «Берёзка»
Разработка сайта – Сайт PRO
603096 г. Нижний Новгород, Сормовский р-н, ул. Мокроусова, д. 19
+7 (831) 226-52-87, 226-52-94