Что должен знать и уметь ребёнок в 4 года?

Что должен знать и уметь ребёнок в 4 года?

Накопленный опыт — это не только про умудрённых жизнью взрослых. У четырёхлетнего ребёнка тоже есть свой — пусть небольшой, но заметный по сравнению с предыдущими периодами развития — жизненный опыт. В 4 года ребёнок всё ещё малыш, особенно в глазах своих родителей: он забавно рассуждает, удивляется новому и задаёт много вопросов. Но взросление заметно даже по внешнему виду четырёхлетки. Сглаживается детская припухлость, и ребёнок начинает походить на маленького взрослого.

Если нормы развития для трёхлетних детей более вариативные, то для четырёхлетних — эти нормы уже очерчены достаточно чётко. Зная, что должен уметь ребёнок в 4 года, родители смогут отследить и исправить возможные отклонения.

Двигательные навыки

Координация четырёхлетки развивается всё лучше, закрепляются приобретённые двигательные навыки и появляются новые:

  • умеет высоко и далеко прыгать, умеет кувыркаться;
  • старается попасть мячом в цель, ловит и удерживает мяч двумя руками;
  • стоя на одной ноге, держит равновесие не меньше 10 секунд, делает несколько прыжков на одной ноге;
  • становится достаточно гибким, легко наклоняя корпус из положения стоя или сидя, например, для того, чтобы обуться;
  • умеет ходить на цыпочках;
  • одевается и раздевается без помощи взрослых, или с небольшой помощью, если нужно справиться со сложной застёжкой или со шнурками.

Мелкая моторика

От хорошо развитой мелкой моторики зависит становление речи малыша, правильное развития мышления и памяти. Хорошо, если к четырём годам ребёнок владеет такими навыками мелкой моторики:

  • раскрашивает картинки, не выходя за контур;
  • старается вести карандаш ровно, когда рисует по точкам, не отрывает руку от листа бумаги;
  • обводит карандашом образцы, трафареты;
  • запускает юлу;
  • складывает пальцы, показывая фигуры, например, «фонарик»;
  • сам шнурует обувь или хотя бы пробует справиться со шнурками;
  • нанизывает на нить пуговицы или бусины с крупными отверстиями;
  • достаточно ровно вырезает ножницами бумажные фигуры.

Речь ребёнка в 4 года

Пассивный словарный запас ребёнка в 4 года — 3000 слов: сюда входят и те слова, которые малыш активно использует в речи, и те, чьё значение он знает, но в речи использует редко. К пассивному словарному запасу можно отнести, например, устаревшие слова, которые часто встречаются в сказках: соха, горница, ступа и подобные.

В активный словарный запас четырёхлетки входит столько слов, сколько ему требуется для общения с окружающими — обычно около 1000 слов.

Если ребёнок не говорит или плохо говорит?

Малыш в возрасте четырёх лет может связно рассказать, как прошёл день, использует в речи предложения из восьми слов и длиннее, понятно описывает увиденные предметы.

Развитие речи у четырёхлетних детей может отличаться — девочки обычно говорят бойко, мальчикам сложнее подбирать нужные слова. Но если ребёнок совсем не говорит или сильно коверкает слова, стоит обратиться к детским врачам.

Социализация: общение, эмоции

В 4 года малыш знает и принимает нормы поведения в обществе. В общении со сверстниками четырёхлетка учится делиться, исполнять свою роль в игре, распознавать хорошие и плохие поступки. Ребёнок всё больше стремится к общению со сверстниками, постепенно отделяясь от родителей. Правда, бывают исключения: когда малыш не хочет играть с другими детьми и ему интереснее проводить время одному. Такое поведение — вариант нормы и указывает на особенности характера ребёнка.

В общении со взрослыми хорошо социализированный ребёнок в 4 года соблюдает правила этикета: обращается на «вы» и по имени-отчеству, выполняет правила поведения в детском саду или в другом учреждении. Малыш к четырём годам должен знать, что доверять можно только знакомым взрослым, а с незнакомцами не следует разговаривать и куда-то идти.

Четырёхлетка нуждается в личном пространстве — это может быть отдельная комната или игровой уголок — где он чувствует себя хозяином. Вторжение в личное пространство без разрешения даже со стороны близких людей ребёнок может воспринимать болезненно.

Интеллектуальное развитие

Интеллектуальное развитие можно считать соответствующим четырёхлетнему возрасту, если ребёнок владеет следующими навыками:

  • знает свои имя и фамилию, имена и фамилии родителей, свой адрес;
  • концентрируется на одном и том же занятии в течение 10 минут и дольше;
  • знает и называет не меньше семи цветов;
  • запоминает общий сюжет и детали рассказа или сказки, может пересказать небольшой текст;
  • различает и называет времена года и времена суток.

У четырёхлетних детей, если с ними занимаются взрослые, уже есть познания из области окружающего мира, элементарной математики, музыки, рисования, конструирования.

Окружающий мир

Из области окружающего мира ребёнок в 4 года знает:

  • названия бытовых предметов, деталей этих предметов, их предназначение, например: чашка – ручка чашки – из чашки пьют;
  • названия некоторых домашних и диких животных, деревьев и цветов, находит их на картинках;
  • особенности распространённых профессий: учителя, врача, продавца;
  • названия и отличия вкусов: сладкого, солёного, горького, кислого;
  • как называются другие близкие родственники, помимо мамы и папы: дедушка, бабушка, сестра, брат.

Математика

Знания четырёхлетки в области элементарной математики:

  • различает понятия «много» и «мало»;
  • знает геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;
  • различает правую и левую сторону;
  • ориентируется в пространстве: знает где верх, где низ, а где края;
  • сравнивает размеры разных предметов.

Рисование

В области изобразительного искусства четырёхлетние дети умеют:

  • аккуратно раскрашивать раскраски;
  • использовать разные инструменты для рисования: карандаши, фломастеры, кисточки;
  • схематично изображать людей, животных, растения.

Конструирование

В четыре года воображение уже хорошо развито, и дети осваивают некоторые навыки конструирования:

  • сами придумывают форму постройки и строят задуманное из кубиков или других материалов;
  • умеют аккуратно вырезать ножницами;
  • учатся работать с природными материалами.

Навыки в быту

 Четырёхлетние дети частично могут себя обслужить: одеваются и раздеваются, аккуратно пользуются туалетом, умываются и чистят зубы. Хорошо ориентируются в своём доме, знают, где должны находиться конкретные вещи.

В 4 года ребёнок сам стремится овладеть новыми навыками, и родители могут научить его новым навыкам в быту:

  • заправлять кровать;
  • уносить грязные вещи в стирку;
  • следить за порядком на небольшом участке дома, например, в ванной комнате.

 

 

© 2024 МАДОУ "Детский сад №332 «Берёзка»
Разработка сайта – Сайт PRO
603096 г. Нижний Новгород, Сормовский р-н, ул. Мокроусова, д. 19
+7 (831) 226-52-87, 226-52-94