Профилактика задержки речевого развития в первые годы жизни

В младенческом возрасте и вплоть до полутора-двух лет невозможно говорить об однозначном отнесении ребенка с отклонениями доречевого развития к категории детей с тяжелыми нарушениями речи.
В этом возрасте важны выявление факторов риска возникновения тяжелых нарушений речи и начало оказания этим детям своевременной медико-психолого-педагогической помощи.
Раннее выявление таких детей и проведение соответствующих коррекционных мероприятий может в значительной степени ускорить ход их речевого и психического развития.
Приемы коррекционной работы, направленной на предупреждение нарушений речевого развития и стимулирования появления речи:
1. Нормализация процессов кормления, тренировка функции сосания, глотания, жевания, что создает необходимые предпосылки для правильного функционирования артикуляционного аппарата.
2. Развитие у ребенка потребности в общении со взрослыми, формирование зрительной фиксации и способности прослеживать движение предмета, стимулирование слухового внимания, акцентировать внимание ребенка на звучании предметов, формированиеумения локализовать звук в пространстве.
3. Активизация голосовых реакций . Эти занятия целесообразно проводить через 30-35 минут после пробуждения ребенка. У ребенка создается положительный эмоциональный настрой, разговаривайте с ним, повторяйте его имя с разной интонацией, силой голоса, громкостью, проговаривайте короткие рифмованные строки. Важно наличие позитивных мимических и интонационных средств выразительности.
4. Установление и удержание зрительного контакта с ребенком. Организуйте общение ребенка со взрослыми с помощью предметно- действенных средств. В играх с ребенком используйте яркие предметы и игрушки.
5. Стимулирование подражания ребенка в плане двигательной активности, использовании средств невербальной коммуникации (жесты, мимика), а, затем и начальных вербальных средств (звуки, звукокомплексы, лепетные слова и проч.).
Появляется коммуникативная активность ребенка с использованием речевых и неречевых средств. Использование ребенком звуков, звукокомплексов, лепетных слов фиксируется и закрепляется.
6. Развитие понимания речи и развитие активной подражательной речевой деятельности.
6.1. Узнавание по инструкции и показывание предметов, действий, признаков, понимание обобщающих значений слов, дифференцированно воспринимать вопросы кто?, куда?, откуда?, понимание обращения к одному и нескольким лицам, грамматических категорий числа существительных, глаголов, определять элементарные причинно-следственные связи.
6.2. Развитие активной подражательной речевой деятельности:
~называть родителей, близких родственников, подражать крикам животных и птиц, звукам окружающего мира, музыкальным инструментам;
~отдавать приказы - на, иди;
~составлять первые предложения из аморфных слов-корней,
~преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа, составлять предложения по модели: кто? что делает? Кто? Что делает? Что? (например: Тата (мама, папа) спит; Тата, мой уши, ноги. Тата моет уши, ноги.).
7. Упражнения по развитию памяти, внимания, логического мышления:
~запоминание 2-4 предметов,
~угадывание убранного или добавленного предмета,
~запоминание и подбор картинок 2-3-4 частей.
В итоге коррекционной работы на этом этапе формирования речевого развития дети учатся соотносить предметы и действия с их словесным обозначением, понимать обобщающее значение слов.
Активный и пассивный словарь должен состоять из названий предметов, которые ребенок часто видит; действий, которые совершает сам или окружающие, некоторых своих состояний (холодно, тепло).
У детей появляется потребность общаться с помощью элементарных двух-трехсловных предложений. Словесная деятельность может проявляться в любых речезвуковых выражениях без коррекции их фонетического оформления.

 

© 2024 МАДОУ "Детский сад №332 «Берёзка»
Разработка сайта – Сайт PRO
603096 г. Нижний Новгород, Сормовский р-н, ул. Мокроусова, д. 19
+7 (831) 226-52-87, 226-52-94