ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Успешность ребёнка в общении со сверстниками – важный фактор его социализации, который оказывает влияние на развитие личности, на успешность обучения и на психологическое здоровье в целом. У детей, непопулярных в группе сверстников, формируются разного рода защитные механизмы, выражающиеся в поведении в разных формах: от враждебности и агрессивности до замкнутости и застенчивости.

Мы, педагоги, призваны помогать таким детям. Предлагаю Вашему вниманию, уважаемые родители, циклы игр и упражнений для развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. Сначала игры нужно «апробировать» на членах семьи, а затем в компании сверстников. Данный материал можно использовать в профилактических целях.

Цель первого цикла: помочь ребёнку преодолеть отчуждённое отношение к сверстникам, разрушить защитные барьеры, отгораживающие ребёнка от других, увидеть в сверстниках не противников и конкурентов, а партнёров по игре, товарищей.

Задачи:

  • · сформировать положительное отношение к ситуации занятия со сверстниками;
  • · создать условия для безопасного общения в группе с помощью игр, не требующих конкурентных отношений;
  • · научить детей оказывать и принимать поддержку сверстников.

Страх, что тебя недооценивают, отвергают, порождает либо стремление утвердиться любым способом через агрессивную демонстрацию своей силы, либо уход в себя и полное игнорирование окружающих. Подчёркнутое внимание и доброжелательность сверстников может снять этот страх. С этой целью исключаются игры, носящие соревновательный характер, наоборот, следует проводить игры, в которых дети должны говорить друг другу приятные слова, давать ласковые имена, видеть и подчёркивать в другом только хорошее, стараться сделать что-нибудь приятное для сверстников. Все игры должны быть основаны только на добровольном участии. В каждой группе всегда есть часть детей, которым необходимо понаблюдать за происходящим со стороны, и лишь после этого они могут присоединиться к общей игре. На этом этапе необходимо дать детям возможность самим выразить поддержку другим, помочь детям в затруднительных игровых обстоятельствах. Такая поддержка и помощь другим, даже если она стимулируется всего лишь правилами игры, позволяет ребёнку получить удовлетворение от своего доброго поступка, от того, что он может принести радость сверстникам. Взаимная забота и участие в нуждах своих партнёров объединяют детей и задают чувство причастности. Эта забота не требует от ребёнка особых жертв, поскольку заключается в несложных игровых действиях: спасти от «салочки» или уступить дорогу на узком мостике.

Игры и игровые упражнения:

«Передай привет по кругу» - каждый здоровается тем способом, который показал взрослый, или придумывает свой способ, отличный от других.

«Самопрезентация» -выходя в круг, игрок называет своё имя и показывает движение. Потом все остальные игроки называют имя ребёнка «Ты Маша» и повторяют его движение.

«Назови соседа ласково» - перекидывая мяч из рук в руки, надо посмотреть на соседа и назвать его ласково по имени.

«Встаньте те, у кого…» - по команде взрослого поднимаются или меняются местами те, у кого, например, есть сестра, собака…

«Купаемся в хорошем настроении» - круг детей символизирует ванну. С помощью улыбок, смеха «наполняем» её хорошим настроением. Каждый желающий прыгает в круг, и окружающие купают его в хорошем настроении с помощью ласковых прикосновений.

«Доброе животное» - все игроки берутся за руки, образуя тело большого животного, и двигаются в едином ритме: так дышит животное, так оно перемещается и т.д.

«Похвались соседом», «Комплименты».

«Добрые волшебники» - все игроки заколдованы в злых и противных. Тот, кто вызвался быть волшебником, с помощью хороших и добрых слов должен расколдовать каждого.

«Волшебные очки» - каждый игрок, который надевает волшебные очки, всё и всех видит только с хорошей стороны, о чём и рассказывает всем.

«Царевна Несмеяна» - водящий – царевна Несмеяна. Остальные игроки стараются развеселить водящего разными способами.

«Бездомный заяц» - домиков для зайцев на один меньше, чем самих зайцев. По сигналу «волк идёт» зайцы должны спрятаться в условные домики. Ситуация с бездомным зайцем побуждает детей оказать поддержку.

«Чай, чай, выручай» - водящий-ловишка догоняет игроков. Те, до кого ловишка дотронулся, считаются заколдованными, они должны замереть на месте и звать на помощь «Чай, чай, выручай». Оказать поддержку и выручить могут незаколдованные игроки.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!

ДО СКОРОЙ ВСТРЕЧИ!

© 2018 МАДОУ "Детский сад №332 «Берёзка»
Разработка сайта – Сайт PRO
603096 г. Нижний Новгород, Сормовский р-н, ул. Мокроусова, д. 19
+7 (831) 226-52-87, 226-52-94