Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста

  Чистая, правильная речь — одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, может выразить свои желания, мысли, требования. К сожалению, в наши дни у детей становится все больше и больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.
Поэтому с такими детьми необходимо заниматься по исправлению речевых нарушений.
Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.
Задачи родителей:
-создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;
-проведение целенаправленной и систематической работы по речевомй развитию детей и необходимой коррекции его недостатков.
Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:
-родители не слышат недостатков речи своих детей;
-не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.
Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата.
Ребенку необходимо умело и вовремя помочь.
При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.
Мы произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность и сила этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.Их формированию способствует артикуляционная гимнастика, с помощью которой вырабатываются полноценные движения и определенные положения органов артикуляции, необходимые для правильного произношения звуков.
Как и зачем нужно заниматься артикуляционной гимнастикой?
Ведь по мнению родителей, гимнастика для рук и ног- дело нам привычное и знакомое, а вот зачем язык тренировать, если он и так без костей- неясно.
Язык-главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Чтобы избежать его недостатков( либо смягчить их и облегчить формирование правильного произношения) стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть движения языка. У взрослых артикуляция- автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у взрослых, необходимо повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем».

Советы родителям от логопеда.

  • Стараться, чтобы дома ребенок слышал правильную, грамотную речь.
  • Помнить, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков.
  • Во время совместных прогулок с детьми обращайте их внимание на значимые для человека объекты. Расскажите для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке, сквере, у реки, привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых.
  • Не уходите от ответов на вопросы ребенка.
  • Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства(этим вы пополните словарь малыша), научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.
  • Постоянно пополняйте домашнюю детскую библиотеку произведениями по возрасту. Читайте, беседуйте по прочитанному, рассматривайте иллюстрации.
  • Необходимо знакомить малышей с фольклором: рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребенка к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о  другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.
  • Поддерживайте это стремление. Пусть ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это будут первые шаги в овладении монологической речью.
  • И, конечно, играйте, играйте и играйте!

 

Упражнения по артикуляционной гимнастике для детей

  1. «Градусник». Попросите ребенка широко открыв рот сказать: «жаааарко», а затем, максимально сжав губы сказать: «хоооолодно».

 

  1. «Чистим зубы». Пусть ребенок, раздвинув губы, как бы улыбаясь, проведет языком по внутренней стороне нижних, а затем верхних зубов, как бы чистя их.
  2. «Труба». Сжав зубы, надо максимально вытянуть вперед губы, как бы играя на трубе.
  3. «Красим крышу». Широко раздвинув губы в улыбке, не смыкая зубов, надо поводить кончиком языка по небу.
  4. «Скачем на лошадке». Вытянув губы трубочкой поцокайте языком.
  5. «Индюк». Расслабленным языком быстро водим по верхней губе, имитируя звуки индюка.
  6. «Воздушный шар». Попросите ребенка надувать, а затем сдувать щеки.
© 2019 МАДОУ "Детский сад №332 «Берёзка»
Разработка сайта – Сайт PRO
603096 г. Нижний Новгород, Сормовский р-н, ул. Мокроусова, д. 19
+7 (831) 226-52-87, 226-52-94