Игра - способ социализации, и не только...

Социализация, или, говоря по-русски, «обобществление», — процесс вхождения в культуру и общество, через который проходят все дети, усваивая нормы и правила этого общества, овладевая определенными умениями и социальными навыками, узнавая и воспринимая разнообразные культурные смыслы. Когда ребенок играет, принимая на себя различные роли, воспроизводя или придумывая те или иные ситуации и способы поведения в них, его социализация проходит наиболее естественно и успешно.

Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него трансформируется сознание, появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления, и многое, многое другое.

Еще одна уникальная особенность игры состоит в том, что такие довольно сложные отношения, как концентрированное взаимное внимание, принятие и открытое выражение эмоций (в том числе и негативных), проигрывание разнообразных фантазий и способов отношений к ним — здесь не только допустимы, но и составляют саму ее суть. Все происходит естественно, — ведь это «всего лишь» игра.

Функция игры — подготовка к адаптации в этом мире

Есть мнение, что игра — вещь полезная, игра со взрослыми — вещь очень полезная, игра с родителями — вещь особо полезная!

 

Реклама

… Они любопытные, и вы им ужасно интересны! Они копируют ваши жесты и слова, им интересно все, что происходит в вашей жизни, они обращаются к вам за советом и помощью. Кто же они, постоянные и бессменные члены вашего фан-клуба, ваши самые любящие и преданные поклонники? Да, да, речь идет о ваших собственных детях. До определенного момента, конечно. Но пока ваш ребенок — дошкольник, роль звезды (без всяких, заметьте, с вашей стороны специальных усилий) вам практически гарантирована. Ваше внимание для них — чуть ли не самая большая ценность в жизни.

Когда вы играете с ребенком, то, безусловно, уделяете ему внимание. Когда вы играете в то, что он вам предлагает, вы показываете ему, как он вам интересен, и насколько высоко вы оцениваете его способности, раз вы, такой взрослый и умный, следуете его плану игры и выполняете то, что он просит. Чем больше вы будете подражать ребенку, тем больше он будет подражать вам. Способность к подражанию, имитации — одна из важнейших составляющих способности к обучению, а у одаренных детей эта способность особенно развита. Кроме того, имитируя игру ребенка, играя в то, во что хочет он, вы много о нем узнаете. А это не только пойдет на пользу вашим отношениям, но и, возможно, поможет заметить (особенно папам), что ваш малыш, несмотря на свой юный возраст, намного интересней, чем казалось со стороны, и... вам есть чему у него поучиться.

В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. Дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.

Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

  Нужно ли играть с ребёнком

Игра — традиционный, признанный метод обучения и воспитания дошкольников. Это уникальное средство ненасильственного воспитания маленьких детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с ее помощью он будет учиться с удовольствием. В игре дети охотно делают то, что для них полезно, и даже то, что еще не умеют в реальной жизни: придумывают увлекательные сюжеты, делятся друг с другом игрушками, выполняют правила, ждут своей очереди, проявляют терпение и настойчивость. Все это происходит свободно и добровольно, без нажима и принуждения взрослого.

 

Реклама

Однако это вовсе не означает, что взрослым совсем не следует вмешиваться в детскую игру. Далеко не всегда сам ребенок способен придумать такую игру, которая отвечает его возможностям и развивает способности. Нередко взрослые оставляют детей наедине с игрушками, так как считают, что они сами знают, как играть. Они действуют по знакомой логике: «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало» и не приставало. Но даже самые полезные игрушки не могут подсказать ребенку, как с ними играть. Малыш будет повторять одни и те же примитивные действия, которые лишь условно можно назвать игрой. Чтобы игра стала действительно развивающей деятельностью дошкольника, ему сначала нужно научиться играть, а уже после этого он сможет творчески развивать, дополнять и даже придумывать новые игры. А научить ребенка может только тот, кто уже умеет играть и знает интересные игры.

Раньше такими учителями были старшие дети. Во дворе, в семье, в коммунальной квартире игры (и умение играть) передавались от одного поколения детей к другому. Все это происходило стихийно, естественно, без вмешательства взрослых. Но сейчас эта связь детских поколений прервалась. Нередко получается так, что дошкольник вовсе не видит старших детей — в семье он один, двора и дворовых игр нет, соседей в квартире тоже, с другими детьми в доме — не дружит. Вот и растет он среди взрослых, которым вовсе не до игр: ни сил, ни времени, ни умения, ни желания нет. «Да и взрослое ли это дело — играть с ребенком?! Пусть в детском саду играет!» — рассуждают некоторые. Но дети, посещающие детский сад, также не умеют играть. Вот и получается, что игры дошкольников примитивны, однообразны и мало развивают их нравственные, волевые и умственные качества. А от взрослых ребенок то и дело слышит, что надо быть честным, послушным, усидчивым и т. д. Но наивно было бы думать, что дошкольник намеренно не хочет быть усидчивым и аккуратным и что стоит убедить его, что это хорошо (ремнем, ласковым разговором или грозным окриком), как он сразу таковым станет. Да нет же! Он может обрести все эти ценные качества только в процессе собственной деятельности и в своем личном опыте. Поэтому, если взрослые хотят, чтобы ребенок стал дисциплинированным, послушным, усидчивым и т. д.,— им нужно прежде всего играть с ним.

© 2024 МАДОУ "Детский сад №332 «Берёзка»
Разработка сайта – Сайт PRO
603096 г. Нижний Новгород, Сормовский р-н, ул. Мокроусова, д. 19
+7 (831) 226-52-87, 226-52-94