Памятка для родителей (средняя группа)

Возрастные особенности детей 4-5 лет

Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.

В этом возрасте у ребенка активно проявляются:

Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.

Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.

Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

Что должен знать и уметь ребенок в 4 года

Внимание.

*Повторить за взрослым движение в определенной последовательности: хлопнуть в ладоши, поднять руки вверх, руки – в стороны, опустить руки.

*Хлопнуть в ладоши только тогда, когда он услышит определенное слово, например снег. ( Произнесите слова: дом, гроза, снег, книга, чашка, телефон, снег, роза, снежинка, сосулька, человек, снег, окно, ваза, ромашка, стул).

*Складывать по предложенному образцу простые постройки из конструктора.

*Находить признаки сходства и отличия между двумя игрушками.

*Самостоятельно называть сходства и различия в картинках.

*Находить одинаковые предметы без посторонней помощи.

*Складывать разрезанную на 2-3 или 4 части картинку или открытку.

*Выполнять задания, не отвлекаясь в течение 5-7 минут.

*Удерживать в поле зрения 4-5 предметов.

Мышление.

*Собирать пирамидку из семи колечек без помощи взрослого в правильном порядке; складывать мисочки, вкладывая их друг в друга.

*Подбирать самостоятельно вкладыши в нужные отверстия.

*Называть обобщающим словом каждую группу предметов: 1) собака, кошка, корова, лошадь, коза; 2) белка, заяц, медведь, волк, лиса; 3) роза, ромашка, колокольчик, василек; 4) стол, стул, кровать, шкаф, кресло.

*Находить лишний предмет в каждой группе и правильно объяснять свой выбор.

*Находить пару каждому предмету.

*Отвечать на вопросы: «Сколько лап у собаки? А сколько у курицы? Для чего нужны стрелки для часов? Для чего нужна ручка у двери? Для чего нужны окна в домах? Что нужно сделать, чтобы чай стал сладким?»

*Подбирать противоположные слова: днем светло, а ночью… (темно); зимой холодно, а летом… (тепло); вата легкая, а камень … (тяжелый); кирпич твердый, а подушка… (мягкая); дерево высокое, а пенек… (низкий); река широкая, а ручеек… (узкий); слон большой, а мышка… (маленькая).

*Решать простые логические задачи.

*Находить на картинке, где изображены нелепицы, 3-4 несоответствия. Объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть

Память.

*Повторить за взрослыми на слух несколько слогов по порядку: ма-та-са; ки-ле-ти-ди; па-са-ни-ки.

*Точно выполнить задание, состоящее из трех-четырех команд: пойти на кухню, сесть на стул, взять чашку, принести ее в комнату.

*Определить с одной попытки, какой предмет исчез. Для этого можно поставить перед ребёнком пять предметов, называя каждый, затем попросить его отвернуться, а в этот момент спрятать один из них; малыш должен будет определить, какой предмет исчез.

*Повторить за взрослым на слух четыре-пять слов: стол, дом, кот, пень, ваза.

*Повторить на слух цифры в определенном порядке: три – семь – пять; один – четыре – два – шесть.

*Запоминать и называть без помощи взрослого 4-5 предметов.

*Рассказывать наизусть несколько потешек, стихов, загадок.

*Пересказывать содержание услышанной сказки.

*Запоминать содержание сюжетного рисунка.

*Воспроизводить в памяти недавно происшедшие, а также яркие события своей жизни.

Мелкая моторика.

*Запускать мелкие волчки.

*Показывать отдельно один палец (указательный), за тем два (указательный и средний).

*Кистями рук делать «фонарики».

*Нанизывать крупные пуговицы, бусинки на нитку.

*Завязывать узлы на толстой веревке или на шнуре.

*Застегивать пуговицы, крючки, молнии.

*Показывать в воздухе колечки, попеременно соединяя каждый палец с большим.

*Проводить линии точно по точкам, не отрывая карандаш от бумаги.

*Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунков.

*Аккуратно раскрашивать картинки, не выходя за контуры.

*Проводить прямые линии по середине дорожки, не выходя за ее края.

*Проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии нужного размера.

Математика.

*Показывать в комнате предметы, которых по одному, и тех, которых много.

*Показывать предметы, которые по форме похожи на круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

*Показывать правую и левую руку.

*Показывать предметы, которые находятся справа от него и слева.

*Показывать, что находится вверху и внизу от него.

*Находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет.

*Сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения; объяснять словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну.

*Сравнивать два, три предмета по величине (длине, ширине, высоте); объяснять словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), шире (уже), выше (ниже).

*Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.

*Понимать слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо.

Развитие речи.

*Как собака лает, кошка мяукает, корова мычит, петух кукарекает, мышка пищит, свинья хрюкает и т. д.

*Что умеют делать эти животные (рыба плавает, птица летает, змея ползает, заяц прыгает, человек ходит).

*После рассматривания предмета, сюжетной картинки или игрушки составлять простой описательный рассказ из трех-четырех предложений об этой игрушке.

*Произносить все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных.

*Согласовывать слова в роде, числе, падеже.

*Понимать обобщающие слова: мебель, транспорт, игрушки, посуда, обувь, одежда.

*Правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за.

*Употреблять предложения с однородными членами.

* Отвечать на простейшие вопросы.

Окружающий мир.

*Назвать свое имя и фамилию; имена мамы, папы, бабушки, дедушки.

*Сказать, сколько ему лет.

*Назвать город, в котором он живет; свой домашний адрес.

*Сказать, в какое время бывает снег, растут цветы, летают бабочки, лепят снеговиков, тает снег, на деревьях появляются желтые и фасные листочки.

*Назвать 2-3 дерева, несколько цветущих травянистых растений.

*Назвать отличительные особенности внешнего вида дома.

*Назвать диких животных и их детенышей.

*Различить и назвать привычные бытовые предметы, их величину, цвет, форму, назначение, существенные детали и части предметов.

*Различить и назвать погодные явления.

*Назвать несколько профессий.

*Различить на вкус 2-3 вида овощей и фруктов.

© 2024 МАДОУ "Детский сад №332 «Берёзка»
Разработка сайта – Сайт PRO
603096 г. Нижний Новгород, Сормовский р-н, ул. Мокроусова, д. 19
+7 (831) 226-52-87, 226-52-94