Интегрированное занятие в старшей группе "Государственные символы России"

Методический аспект профессиональной педагогической деятельности / Методические материалы / Конспекты занятий / Интегрированное занятие в старшей группе "Государственные символы России"

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ  В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

"ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ"

Цель: знакомство детей с государственными символами России: флагом, гербом, гимном.

Задачи:

  • Уточнить представление детей о России, как о государстве, в котором они живут.

  • Формировать гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

  • Воспитывать духовные и патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к флагу, гимну и гербу России.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Материалы и оборудование: глобус, флаг России, герб России; монеты с гербом России на каждого ребёнка; картинки с изображение Кремля, ленты синего, красного, белого цвета, коробочка, музыкальная композиция из сборника Т. Суворова «Танцевальная ритмика для детей» трек №5 «Салют», аудиозапись государственного гимна России.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, покажите свои ладошки. А теперь потрите их друг об друга. Что вы чувствуете? (- Тепло)

Воспитатель: Правильно, тепло. Это тепло ваших добрых рук, возьмите друг друга за руки и подарите его друзьям .

Воспитатель: 

Утро наступает,

Солнышко встречает.

Друг на друга посмотрели

И на стульчики присели. (Дети проходят на стульчики)

Воспитатель: 

В космосе бескрайнем

Что-то вдруг случилось,

Ярким-ярким светом

Солнце засветилось.

Осветило звезды.

Разные кометы,

И согрело нашу

Круглую планету.

На планете этой есть леса и горы,

Океаны синие, бескрайние просторы.

На планете этой мы живем друзья,

И гордо называем мы её (земля).

(Дети вместе с воспитателем рассматривают  глобус, расположение  лесов, морей, гор)

Воспитатель: 

На планете этой много разных стран. Самая большая среди всех - наша страна.

Ребята, а как она называется? ( ответы детей :Россия)

Стихотворение (аудиозапись) «Что мы Родиной зовем?»

                                                                               Что мы Родиной зовем?

     Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовем?

     Все, что в сердце бережем,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлем.

Воспитатель: Правильно ребята, наша Родина - большая и красивая страна, у нее славная история, которой мы с вами должны гордиться.

А как еще назвают Россию? (ответы детей :Отечество, Родина - матушка.)

Воспитатель: Люди, которые живут в нашей стране, называются? (ответы детей : россияне)

Воспитатель: Правильно. Дети, вы хотите больше знать о своей стране? (дети: Да)

Воспитатель: Но прежде чем мы продолжим, давайте немного отдохнем.

Предлагаю вам поиграть в словесную игру «Я начну, а вы продолжите...» Прежде договоримся о правилах игры: я начинаю предложение, а заканчивать его будет тот, кто первый хлопнет в ладоши .

1. Нет богатства драгоценнее на свете, чем большие и маленькие ...(дети)

2. Наша Родина большая, необъятная ...(страна)

3. Главное богатство в России - живет великий могучий, российский ...(народ)

Воспитатель: Мы сказали, что главное богатство нашей страны - это народ.

А чем еще богата наша Родина? (ответы детей : газом, нефтью, полезными ископаемыми, лесами и реками)

Воспитатель: Ребята, в каждом государстве есть самый главный город. Он называется столица. У нашей страны она тоже есть. А название столицы я вам предлагаю отгадать,прослушайте загадку:

Здесь твое сердце Русская земля,

У древних стен великого Кремля.

Всем города российским ты глава,

Столица наша славная ...(Москва)

В Москве на Красной площади

Крепость возвышается,

С башнями красивыми

-Кремль называется.

А на башне со звездой,

Каждый час мы слышим бой.

Часы огромные время отбивают,

Их курантами люди называют

Звучит бой курантов.

Воспитатель: Ребята так как же называется столица нашей Родины? (ответы детей : Москва)

Воспитатель: У каждого человека есть самый главный орган – это сердце, так и у нашей страны есть самый главный город- Москва. Поэтому и говорят, Москва - сердце России.

Физкультурная минутка «Зарядка».

А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны, согнули,
Вверх подняли, помахали,
Спрятали за спину их.
Оглянулись
Через правое плечо,
Через левое ещё,
Дружно присели
Пяточки задели,
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.

( Дети садятся на стульчики).

Воспитатель: У каждого государства есть свои отличительные знаки - это флаг, герб, гимн. Есть они и у России. Это символы, при виде которых каждый человек может догадаться о какой стране идет речь. И сегодня мы поговорим о Российской символике. Ребята, посмотрите внимательно на Российский флаг, и скажите, где бы вы могли его видеть (работа с опорными картинками).

Молодцы ребята, вы очень внимательны и наблюдательны! Предлагаю рассмотреть флаг, что вы можете сказать о нем? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно ребята, это полотнище прямоугольной формы, состоящие из трех горизонтальных полос. Наверху белая, посередине синяя, внизу красная. А еще наш флаг называется стягом, трехцветным полотнищем. Ребята, а какой флаг? ... (Трехцветный, нарядный большой, торжественный)

Воспитатель: А может кто-нибудь знает, что обозначают эти цвета? ...(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, что всегда бывает красным? ...( ответы детей).

Красный цвет обозначает отвагу, мужество, храбрость, силу, могущество и жизнь. А еще в древности красным называли всё красивое, например: весна - красна, красно - солнышко, девица- красная, то есть красный цвет обозначает красоту.

Воспитатель: Что бывает синим? ...(Реки, моря, небо).

Синий цвет обозначает верность, правду, свободу.

Воспитатель: Что бывает белым?... (Облака, снег, пена моря,…). Белый цвет - цвет мира, символ мудрости, миролюбия.

Воспитатель:  Ребята, вы хотите узнать как природа выбрала цвет флага? Тогда усаживайтесь поудобнее – я расскажу вам об этом сказку.

"Встретились как- то раз снег, вода и солнце.

Снег говорит:

-Я дам российскому флагу свой чистый белый цвет

И на флаге появилась белая полоса .

Вода собрала своих друзей - моря, большие и малые реки, океаны, озера и все вместе они решили дать флагу свой глубокий синий цвет

Утром встало солнце посмотрело и сказало: «Я хочу подарить флагу самый яркий красный цвет». И третья полоса стала красной. Так российский флаг стал трехцветным

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему полосы на российском флаге расположены так, а не иначе? ( Ответы детей)

Воспитатель: Затрудняетесь, хорошо я вам расскажу: Красная полоса - наша прекрасная, красивая земля

Над землей синее небо- это синяя полоса. А над землей и небом находится все самое чистое и светлое, доброе."

Воспитатель: Что мы считаем самым чистым, светлым, добрым? ...( Добрые дела, поступки, улыбки, дружба).- Поэтому верхняя полоса предназначена для белого цвета.

Воспитатель: Ребята, вы хорошо ответили на вопросы, и я предлагаю вам отдохнуть и поиграть (дети берут по одной ленточке, встают по кругу). Белые ленточки - это снежинки - поднимают руки вверх и покачивают из стороны в сторону. Красные ленточки - это солнышко - поднимают руки вверх и кружатся. Синие ленточки - это ручейки - выставляют руки вперед и выполняют взмахи руками снизу вверх.

Все движения мы будем выполнять под легкую музыку, поэтому и двигаться надо легко.

(звучит музыкальная композиция из сборника Т. Суворова» Танцевальная ритмика для детей» трек№5 «Салют)

После окончания музыки, все становятся на своем месте.

Воспитатель: Молодцы! Послушайте следующее задание: положите ленточки в коробочку следующим образом: в ячейку

с цифрой 1- белые ленточки

с цифрой 2- синие

с цифрой 3- красные

Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось.... (ответы детей). Почему вы так думаете? (Флаг)

 Воспитатель: Кроме флага отличительным знаком страны является герб. 
Давайте рассмотрим герб России. Что вы видите в центре? (Орла) 
Воспитатель: Расскажите о нём, какой он? (С двумя головами, с поднятыми крыльями) 
Воспитатель: Как вы думаете, почему изображён орёл? (Орёл на гербе обозначает силу, это значит, что государство – сильное и непобедимое)

Воспитатель: Но почему у орла две головы? (Это необычный орел, а волшебный орел – царь, повелитель всех птиц. )

Воспитатель: У него две головы ,потому что он должен смотреть во все стороны огромной страны и видеть всё, что происходит вокруг. Над головами орла три короны, а в лапах он держит знаки царской власти: похожий на волшебную палочку скипетр и золотой шар – державу. 
В центре большого герба находится щит. На щите изображен всадник на белом коне. Воин вонзает копьё в страшного дракона. Кто же этот смелый герой? Это святой Георгий Победоносец - небесный покровитель, помощник всех отважных воинов. Рисунок, где изображен святой Георгий, побеждающий дракона, означает победу добра над злом. Этот щит и есть герб главного города нашей страны – Москвы. Потому что Москва – столица России. 
       Воспитатель: Где можно увидеть герб? ( ответы детей). Его помещают на специальных пограничных столбах. Гости, которые приезжают из других стран, увидев герб и флаг, смогут определить, что приехали в Россию. Далее воспитатель предлагает детям подойти к столу и рассмотреть монеты.  Что вы увидели на монетах? (Герб). Герб нужен не только для денег, он необходим для печатей, для важных документов (рассматривают). После рассматривания и беседы дети рассказывают стихотворение «Герб России»: 
У России величавой на гербе орёл двуглавый, 
Чтоб на запад, на восток он смотреть бы сразу мог. 
Сильный, мудрый он и гордый. 
Он России дух свободный. 
В.Степанов.

Воспитатель: Кроме флага и герба у каждой страны есть свой гимн. Гимн – это тоже символ, это торжественная песня. Гимн исполняют во время самых торжественных случаев. Гимн России очень красивый и величественный. Автор стихов гимна С. Михалков, музыку написала А. Александрова.

Воспитатель: Чему посвящён гимн? ( ответы детей). Гимн посвящён нашей стране, её бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории, в гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Каждый гражданин России должен знать слова гимна. Ребята, а почему нужно слушать стоя и не разговаривать? ( ответы детей)

Государственный гимн – торжественное музыкально-поэтическое произведение. Под музыку и слова гимна, под расправленным Государственным флагом России деятелям культуры, ученым и спортсменам вручают награды, молодые воины принимают присягу. Во время торжественного исполнения гимна его слушают стоя. В этот момент люди поворачиваются в сторону Государственного флага, мужчины снимают головные уборы.

Что такое гимн ?

Песня главная в стране!

В гимне российском есть такие слова:

«Россия — любимая наша страна».

Россией гордимся, России верны,

И нету на свете лучше страны!

Гимн слушаем стоя и молча всегда:

Его нам включают в момент торжества!

Т. Попова

(Звучит фрагмент «Гимна» в записи, все слушают стоя.)

Итог занятия.
       Воспитатель
: Будущее нашей страны России во многом зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы любите свою Родину, что хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми людьми. Все граждане России гордятся Государственным гербом, флагом и гимном. Без этих отличительных знаков не обходится ни одно важное для страны событие. 
Пока вы ещё маленькие, вы пока не можете ничего для России сделать. Но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться, Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся, и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый. 
Давайте все дружно скажем: “Если дружба велика – будет Родина крепка!

© 2024 МАДОУ "Детский сад №332 «Берёзка»
Разработка сайта – Сайт PRO
603096 г. Нижний Новгород, Сормовский р-н, ул. Мокроусова, д. 19
+7 (831) 226-52-87, 226-52-94