2015 г. Выступление на педсовете.Тема: "Формирование положительной мотивации к прогулке у детей младшего дошкольного возраста"

Методический аспект профессиональной педагогической деятельности / Методические материалы / Педагогический совет / 2015 г. Выступление на педсовете.Тема: "Формирование положительной мотивации к прогулке у детей младшего дошкольного возраста"

Формирование положительной мотивации

к прогулке у детей младшего дошкольного возраста

Пребывание детей младшего дошкольного возраста на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития, а также для эмоционального и интеллектуального развития.

Прогулка является кладезью для решения воспитательно-образовательных задач. В соответствии с ФГОС ДО при планировании прогулок мы уделяем особое внимание содержанию образовательной деятельности.

Всем известно, что прогулка начинается с момента одевания, а этот процесс у малышей доставляет много хлопот.

Поэтому мы заранее продумываем ее содержание, стараемся вызывать у малышей интерес с помощью игрушек или рассказа о том, чем мы будем заниматься. Одевание детей организовываем так, чтобы не тратить много времени.

Для создания положительной мотивации в процессе одевания на прогулку мы используем приемы:

* дидактические упражнения (типа “Оденем куклу на прогулку”,....) - развивают умение одеваться в определенной последовательности

* малый фольклор (”Светит солнышко в окошко - погулять зовет немножко” ( кто быстро оденется, тому солнышко улыбнется...и др.) - создает эмоциональное настроение

* игровые приемы типа “Кукла Наташа смотрит, как детки одеваются, всё ли правильно надевают?!”- способствуют развитию внимательности,

* небольшие считалки типа “Раз,два,три,четыре, пять будем платьице снимать (колготки надевать, и т.д.) ” активизируют выполнение действий.

Чтобы прогулка была интересной, насыщенной, эмоционально окрашенной, мы используем разные виды деятельности: наблюдение, игровая, трудовая, самостоятельная , индивидуальная работа, подвижные игры.

Большое место во время прогулок отводится наблюдениям (заранее планируемым и ситуативным) за природными явлениями и общественной жизнью.

К наблюдению подготавливаемся, находясь в группе - это

" рассматривание картинок о природе,

" микронаблюдения из окна: “Хотите узнать, как шуршат осенние листья?”, “Выпал снег на порог, кот испек себе     пирог,...”

и т.д. мотивируют детей к формированию чувственного опыта.

Наблюдения проводим со всей группой детей, с подгруппами, а также индивидуально. Одних привлекаем к наблюдениям для развития внимания, у других стараемся вызвать интерес к общественным явлениям и т. д. Например, обращаем внимание на облака, их форму, цвет, сравниваем их с известными детям образами, используя загадку “ Белая вата плывет куда-то”. Наблюдая за солнышком, ветром, деревьями, используем упражнение психогимнастики “Ветер дует нам в лицо...”, подвижную игру “Мы листики осенние”; рассматривая листья, используем пальчиковое упражнение про листья. Для ознакомления со свойствами природных материалов, проводим разнообразные опыты: с водой и песком, с мыльными пузырями, со снегом и льдом (вносили в помещение). Обилие в природе красок, форм, звуков (шелест листьев на деревьях, птичьи голоса, гул поезда или пролетающего самолета и т.д. ), повторяемость и изменчивость, ритм и динамика - все это вызывает у малышей радостные переживания.

Ведущее место на прогулке отводиться подвижным играм, посредством которых осуществляется развитие основных движений.

Поэтому:

* подвижную игру проводим в начале прогулки, если деятельность была связана с умственной нагрузкой.

* если же идем гулять после музыкальной или физкультурной деятельности, то игру проводим в середине прогулки или за полчаса до её окончания .

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. Игры с прыжками, лазанием, метанием, упражнениями в равновесии проводим в теплые дни. В холодные дни начинаем прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, прыжками. В сырую, дождливую погоду (особенно осенью) организуем малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Во время прогулки уделяем внимание трудовой деятельности детей.

Содержание и формы ее организации также зависят от погоды и времени года.

Наблюдая за трудом взрослых, которые работают на территории детского сада (дворник, водитель мусоровоза), обращаем внимание на важность выполнения той или иной деятельности взрослого. (ситуация: приезд фургона с продуктами)

Привлекая детей к выполнению элементарных трудовых действий используем разные ситуации :в начале осени, прочитав р.н.с. “Репка” мы с детьми посетили огород, с целью закрепления знаний о понятиях “огород”,” урожай”, совместный труд “Уберем листочки с дорожки и потопаем немножко” помог проведению подвижной игре “Большие ноги идут по дороге...”). Мы стремимся сделать детский труд радостным, помогаем малышам овладеть полезными навыками и умениями.

В процессе прогулки формируем у детей навыки безопасного поведения, правила безопасного обращения с различными предметами, например: тематический поход по территории детского сада - игра “Путешествие в автобусе”- развивает умение передвигаться парами, ориентировку в пространстве, умение согласовывать свои действия с действиями партнера. Во время прогулок проводим индивидуальную работу с детьми: для одних необходимы игры с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков, перешагивание через препятствия и т.д.

На прогулках осуществляем работу и по развитию речи : разучиваем потешки, повторяем небольшие стихотворения, вспоминаем слова песни, которую разучивали во время музыкально – художественной деятельности - всё это способствуют увеличению словарного запаса, развитию лексико-грамматических категорий и т. п.                 Организуя прогулку, стараемся, чтобы все дети были заняты: гипер -подвижных детей привлекаем к участию в более спокойных играх, малоподвижных - активизируем.

Для организации самостоятельно - игровой деятельности используем проблемно- игровые ситуации: “Подружка скучает...”, “Малышка плачет...”, “Другу нужна помощь...” и др. - они способствуют решению задач нравственного воспитания.

Содержание прогулки зависит от времени года, погоды, предшествующих занимательных дел, тематики периода, интересов детей.

Примерно за 15 мин. до окончания прогулки организуем игру малой подвижности, затем собираем игрушки, оборудование. В конце прогулки проводим рефлексию, которая тоже оказывает положительную мотивацию на дальнейшую деятельность. Взаимодействуя с родителями, предлагаем им варианты прогулок: Куда можно сходить? Чем занять ребенка на прогулке?, О чем поговорить?( например: “Собери осенний букет”, “Найди красивые листочки”, “Кто остался на пруду?”, и т.д.). 

 Вся наша деятельность направлена на формирование общей культуры, накопление чувственного и эмоционального опыта, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование разнообразных видов деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья, так как в условиях прогулки раскрываются потенциальные возможности для всестороннего, гармоничного развития личности ребенка.

© 2024 МАДОУ "Детский сад №332 «Берёзка»
Разработка сайта – Сайт PRO
603096 г. Нижний Новгород, Сормовский р-н, ул. Мокроусова, д. 19
+7 (831) 226-52-87, 226-52-94