Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр

Система работы

по развитию мелкой моторики

у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр

«Истоки способностей и дарований детей –

в кончиках их пальцев.

От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Чем больше уверенности и изобретательности

в движении детской руки с орудием труда,

тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия,

тем ярче творческая стихия детского разума.

Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее»

В. В. Сухомлинский

 

Развитие мелкой моторики у детей крайне важно для развития ребёнка в целом. Мелкая моторика начинает развиваться уже с младенчества. Сначала ребёнок учится правильно держать в руках ложку, а потом и карандаш. Мелкая моторика тесно связана со зрением, памятью, восприятием, вниманием ребёнка. Чем лучше развита мелкая моторика, тем эффективнее работает нервная система малыша. От развития мелкой моторики зависит ловкость и гибкость движений рук, скорость реакции на внешние раздражители.

Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования А. А. Сеченова, В. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. П. Бехтерева и других показали исключительную роль двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная.

Многие современные исследователи (М. Я. Аксенова, О. С. Бот, Л. С. Рузина, В. Кудрявцева, И. Ф. Марковская, Т. А. Ткаченко и другие) также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук, предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры-сказки, связанные с развитием тонкой моторики.

Актуальность моей работы по развитию мелкой моторики обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

В нашу группу пришли детки “домашние”, у них не были сформированы навыки самообслуживания, так как мелкая моторика была развита плохо: сгибание и разгибание пальцев рук выполнялось не синхронно, движения пальцев слабо дифференцированы ( при сгибании одного пальчика остальные выполняли аналогичное действие), наблюдалась неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

В результате мониторинговых исследований, проведенных в октябре 2012 г. по методике Н.И Озерецкого (заключается в выполнении 6-ти заданий), было выявлено, что из 18-ти детей у 5-ти чел. - средний уровень развития мелкой моторики, у 13-ти чел. – низкий уровень. Дети с высоким уровнем отсутствовали.

   Исходя из диагностики, определила цель:

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.

     Для осуществления цели поставила следующие задачи:

  1. Формировать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

  2. Совершенствовать мелкую моторику пальцев, кистей рук.

  3. Содействовать нормализации речевой функции.

  4. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

  5. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Организуя работу по данной теме, я учитывала следующие принципы

- Систематичность проведения игр и упражнений, не ожидая немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением.

- Последовательность (от простого к сложному: сначала выполнение движений на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руках одновременно). Не допускаю пропусков и “перепрыгиваний” через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием.

- Все игры и упражнения провожу по желанию ребенка на положительном эмоциональном фоне, так как для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть оцененным.

      Игры и упражнения для развития мелкой моторики детей я включала:

 - в непосредственно организованную деятельность (игровую, трудовую, познавально - исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную);

 - в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

 - в самостоятельную деятельность самих детей.

Самостоятельная деятельность детей обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.

Пальчиковые игры я так же включала в индивидуальную работу с детьми, решая задачи по развитию социальных навыков, освоения разных видов деятельности.

Создавала микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между ребенком и взрослым.

Для развития мелкой моторики рук и координации движений я использовала разные методы и приемы работы

Пальчиковый игровой тренинг:

* самомассаж кистей рук

* пальчиковая гимнастика, физкультминутки

* пальчиковые игры со стихами

* пальчиковый театр

В совместной и индивидуальной работе осуществлялась тренировка пальцев, которая выполнялась в форме самомассажа (поглаживание кистей рук от кончиков пальцев к запястью) и упражнений (сгибания и разгибания каждого пальца по отдельности). Самомассаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Также детям предлагала массаж с использованием природного материала (шишек, грецких орехов), мячиков-ежиков.

Эффективность и интерес к той или иной деятельности повышалась, если упражнения пальчиковой гимнастики сопровождала чтением стихов, потешек. Слушая, дети одновременно «инсценировали» содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др. В качестве сюжетного материала я использовала стихотворения С. Михалкова, С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто и др.

Во время непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности детей я использовала пальчиковый театр. Он дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером-постановщиком и актером. Театрализованное представление способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы.   

Использование элементов ТРИЗ:

* лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)

* нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, и т. д. 

* различные виды аппликаций

Лепка также имеет большое значение для укрепления кистей рук, развития мелкой и крупной моторики. В своей работе для лепки я использовала пластилин, соленое тесто, глину, вносила семена растений, камешки, ракушки для составления узоров из них. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координацию движений, их точность.

     Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Один из видов работы с бумагой являлись рваные поделки. Разрывание бумаги на очень мелкие кусочки является хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями.

Развитие графической моторики:

* рисование по трафаретам

* штриховка

* лабиринты

В непосредственно образовательной деятельности я использовала различные нетрадиционные техники рисования: тампонирование, печать от руки и др. с помощью кисти, зубной щетки. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляются эмоциональные отношения к действительности, но и формируются элементарные графические умения.

В непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений и в самостоятельной деятельности детей я использовала методику плоскостного моделирования (рисунки, составленные из ограниченного количества плоских геометрических фигур), упражнения со счетными палочками. В этих видах деятельности развивается наблюдательность, память, мышление и воображение, сообразительность.

Большой интерес для детей представляет конструирование (на базе конструктора ЛЕГО). Работая с мелкими деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность.

***Еще одним из интересных занятий было собирание пазлов, нанизывание бус на леску.  

Дидактические игры:

* шнуровка по М. Монтессори

* игры с мелкими предметами

* паззлы, мозаика

Вместе с тем я использовала в своей работе игры с мелкими предметами (пуговицами, горохом, фасолью, каштанами и др.). Например, перебирание предметов, самомассаж этими предметами, определение предмета на ощупь, счет предметов на ощупь.

Одно из важнейших направлений в деятельности воспитателя - взаимодействие с родителями. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к занятиям с их детьми. С помощью родителей были изготовлены куклы для пальчикового театра к разным русским народным сказкам: «Колобок», «Маша и медведь», «Теремок», «Заяц и лиса» и др.

Также родителями были изготовлены дидактические игры на развитие мелкой моторики. Игра «Сосчитай-ка» (соотнесение цифры и количества предметов с помощью шнурка), игра «Волшебные бусы» (нанизывание на шнурок плоских геометрических фигур разной формы, величины, цвета; выкладывание фигур на плоскости, соблюдая закономерность), «Покорми колобка» (захват 2-3-мя пальцами семян фасоли, бобов, гороха), «Уронили мишку на пол» (прикрепление частей с помощью пуговиц), «Забавные прищепки» (подбор и прикрепление на шаблон прищепок нужного цвета для создания образа),

Для этого я использовала такие формы работы, как:

  • консультации

  • практические занятия

  • рекомендации

  • изготовление игр и игрушек

  • участие в конкурсах (поделки из овощей и фруктов, из природного материала, новогодняя игрушка и др.)

В родительском уголке оформила наглядный материал по темам:

- «Пальчиковые игры»

- «Самомассаж»

- «Первые шаги в освоении письма»

Мной были подготовлены консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в семье:

- «Что такое мелкая моторика?»

- «Крупная польза мелкой моторики»

- «Играем пальчиками – развиваем речь»

 Рекомендация: - «Пока мама на кухне»

Провела для родителей мастер-класс :

- «Волшебные пальчики»

- «Развивающий массаж»

- «Солёное тесто»

Результаты мониторинга, проведенного в марте 2013г, показали, что у детей наблюдается положительная динамика в развитии мелкой моторики, а именно: из 18-ти детей у 3-х человек - высокий уровень, у 12-ти человек - средний уровень, у 2-х человек – низкий уровень.

   Вывод:

Таким образом, в результате проделанной работы, я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр, осуществляемая в интересной, непринужденной игровой форме, и во взаимодействии с родителями доставляет детям радость и удовольствие, а также влияет на формирование интеллектуальных способностей, способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

Обучение в школе для наших воспитанников еще не скоро, поэтому пока мы рекомендуем родителям включать в домашние дела задания по развитию мелкой моторики рук такие, как:

  • перемотка ниток;

  • завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.

  • складывание разрезных картинок;

  • застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков;

  • завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков;

  • разбор круп (горох, гречка, рис) и так далее.

Кроме того, рекомендовала покупать одежду и обувь без липучек ,чтобы завязывание шнурков на ботинках и застегивание множества пуговиц  развивало мелкую моторику рук.

© 2021 МАДОУ "Детский сад №332 «Берёзка»
Разработка сайта – Сайт PRO
603096 г. Нижний Новгород, Сормовский р-н, ул. Мокроусова, д. 19
+7 (831) 226-52-87, 226-52-94